Залежи полезных ископаемых


     Судя по рассказам многих путешественников (а также по афганским источникам), в интересующую нас эпоху в Хазараджате были уже обнаружены залежи многих полезных ископаемых.

     Хазарейские вожди старались держать в тайне сведения об ископаемых богатствах своей страны, чтобы не вызывать у правителей соседних государств дополнительных стимулов к завоеванию Хазараджата. Однако эти полезные ископаемые (прежде всего, железо, сера, медь, свинец) почти не разрабатывались.

     Относительно более развита была в Хазараджате кустарная выплавка железа, из которого местные кузнецы и оружейники изготовляли холодное оружие довольно высокого качества (ножи, сабли, мечи, дротики, кинжалы, щиты, копья и т. п.). После разгрома в 90-х годах XIX в. восстаний хазарейцев производство клинков пришло в упадок. Но секреты ремесленного изготовления высококачественной стали все же не были совершенно забыты. Как отмечал Э. Рыбичка, в годы первой мировой войны из Хазараджата вывозились «стальные клинки исключительно тонкой чеканной работы».

     Хазарейские кузнецы и оружейники изготовляли и огнестрельное оружие, причем не только фитильное, но и курковое — ружья и туфангча (пистолеты), а также орудия труда: лопаты, молотки, наконечники для деревянных плугов и др.

     Хазарейские ремесленники были прекрасными резчиками по металлу, поэтому изготовленное ими оружие часто украшалось красивыми узорами. Хотя ремесленники, занимавшиеся обработкой металлов, порвали уже с земледелием (сохранились лишь как подсобные занятия скотоводство и огородничество), в самой обработке металлов отдельные виды ремесленного производства еще не дифференцировались. Ремесленники (ахангараны) в своих мастерских (дукани худоди) в зависимости от желания и потребностей заказчика (которым мог быть и их односельчанин и феодал —глава племени) изготовляли все — от огнестрельного и холодного оружия до орудий труда и предметов украшения.

     Эта нерасчлененность ремесленного производства (которая была следствием отсталости социально-экономического строя хазарейцев) отрицательно сказывалась на производительности труда работников, занятых в ремеслах.

     Имеющиеся в нашем распоряжении источники показывают, что в силу неразвитости в Хазараджате товарно-денежных отношений ремесленники плату за свой труд получали обычно натурой.

image