Язычество хазарейцев


     Спустя сто лет американский этнограф X. Шармен повторил, что предки хазарейцев вплоть до XVI в. были язычниками. Но в XVI в., когда шиизм при Сефевидах стал государственной религией Ирана, «население было полностью обращено в шиизм». Сначала шиитской стала родовая знать хазарейцев, а потом это вероучение было распространено среди хазарейских масс. Далее он приводит легенду о связях хазарейцев с Сефевидами. Она была рассказана ему знатным хазарейцем из рода даулат-бек (дайкунди). Согласно этой легенде, шах Аббас во время своего пребывания в Кандагаре побывал в резиденции Даулат-бека в Таймуране близ Кандагара. Затем шах Аббас пригласил Даулат-бека посетить его двор. Даулат-бек прибыл в столицу шаха Аббаса, где ему был оказан милостивый прием. Шах Аббас передал ему в управление часть территории Хазараджата. Однако эта легенда противоречит известным нам из первоисточников фактам.

     Во-первых, шахом Аббасом Хазараджат не был завоеван, следовательно, он не мог назначить Даулат-бека правителем над хазарейскими племенами.

     Во-вторых, ни Даулат-бек, ни его потомки Хазарад-жатом никогда не правили. Род его даже территорией дайкунди владел не полностью.

     Неверно также утверждение американского этнографа о том, что хазарейцы вплоть до XVI в. были идолопоклонниками. Что касается его утверждения о том, что предки хазарейцев были язычниками в эпоху Тимура, то оно тоже необоснованно.

     В связи с этим можно отметить, что автор «Тарих-и аламара-йи Аббаси», ценнейшего источника по эпохе шаха Аббаса, часто упоминает о хазарейцах, но никогда даже не намекает на то, что они язычники, и не говорит о введении шиизма шахом Аббасом в Хазараджате. Наоборот, он указывает, что во время правления этого шаха они были шиитами. Около двух или трех тысяч хазарейцев Хазараджата находилось в составе войск Дин Мухаммад-хана Узбека, который боролся с Аббасом. Шах Аббас после победы над Дин Мухаммад-ханом Узбеком принял в Герате вождей джамшедов, кипчаков, таймуров, тахиров и миров хазарейских племен Хазараджата и оказывал им милость.

     Точно так же Шарафуддин Али, подробно описавший поход Тимура против хазарейцев и никудерийцев, нигде не упоминает о том, что хазарейцы — язычники, хотя он же, говоря о походе Тимура против нуристанцев, всегда подчеркивает, что они являются неверными.


Книга «Покорители целины»