Хазарейские райаты — простолюдины


     Все имеющиеся в нашем распоряжении источники, когда речь в них идет о непосредственных производителях, обозначают их термином «райат» — «подданный, простолюдин».

     В «Сирадж ат-таварих» наряду с термином «райат» употребляется иногда также термин «дехкан», причем именно в отношении хазарейского крестьянства. Западные источники употребляют термины «райат», «землепашец» и «крестьянин».

     Хотя все хазарейское крестьянство в целом являлось эксплуатируемым, неполноправным, придавленным тяжелой феодальной эксплуатацией классом-сословием, источники дают возможность выделить, правда в самых общих чертах, несколько прослоек в среде хазарейского крестьянства.

     Наиболее обеспеченную, но по численности самую небольшую прослойку хазарейских райатов составляли зажиточные крестьяне, распоряжавшиеся значительными участками земли и большим количеством скота. Земли свои они сами не обрабатывали; все работы в их хозяйстве выполняли батраки, подвергавшиеся жестокой эксплуатации.

     По данным, относящимся к 30-м годам XIX в., в период полевых работ (сезон продолжался шесть месяцев) батрак ежедневно получал от хозяина два фунта ячменной муки, а по окончании сезона — двух баранов и халат из грубой шерсти; зимой, когда полевых работ не было, батрак трудился на усадьбе своего хозяина, не получая никакой регулярной платы и довольствуясь теми крохами, которые ему давали. Приумножая свое состояние, зажиточные райаты не брезговали и ростовщичеством.

     В некоторых районах (например, в Бамиане) верхушка райатов сосредоточивала у себя основную массу общинных земель; именно поэтому, как отмечали источники, «хлебопашество и скотоводство… существует только у зажиточных».

     Живя фактически за счет эксплуатации своих обедневших сородичей, зажиточные райаты в то же время сами подвергались эксплуатации со стороны хазарейских светских и духовных феодалов (о формах этой эксплуатации мы подробнее скажем ниже). И что самое главное, несмотря на свою относительную (а в условиях Хазараджата весьма высокую) обеспеченность, они являлись людьми социально приниженными, абсолютно бесправными. Мир и хан были полными владыками их имущества и личности.

     Вместе с тем, как прямо указывают некоторые источники, зажиточные райаты рассматривались их феодальными господами в качестве неотъемлемой части той земли, которая находилась в их (зажиточных райатов) владении и пользовании; возделывание этой земли было их обязанностью; бросить эту землю и уйти они не имели права.

     В хазарейском обществе существовала также прослойка райатов, которые имели небольшой клочок земли и некоторое количество скота; в своем хозяйстве они работали сами, батраков не держали и, более того, в тяжелые годы сами иногда вынуждены были искать дополнительный заработок на стороне. Численность этой промежуточной прослойки также, по-видимому, была небольшой. Важной роли в хазарейском обществе она не играла; поэтому некоторые источники ее даже не выделяют, а делят всех хазарейцев на три группы (класса): «богатые и высокопоставленные лица» (феодальная знать), «средний класс» (верхушка райатов), «бедняки».

     Основную массу хазарейских крестьян-райатов составляли почти полностью лишенные каких бы то ни было средств производства бедняки, вынужденные либо работать в качестве батраков и пастухов у своих более зажиточных односельчан-соплеменников, либо, если условия позволяли, искать заработок и пропитание на стороне. Возможности эти имелись далеко не во всех районах Хазараджата, а лишь там, где хазарейские поселения находились на относительно близком расстоянии от таких крупных центров, как Кабул, Кандагар, Герат, Балх.

image