Хазарейцы сегодня


     В наши дни хазарейцы не являются фанатичными шиитами. Хотя они себя называют мусульманами-шиитами, они почти не молятся и не имеют мечетей. Они чтут праздник Рамазана и каждый год в месяц мухаррам отмечают день смерти Хусейна, но эти церемонии проводятся спокойно и мирно без эксцессов, которыми зачастую отмечаются эти дни у других народов, исповедующих шиизм. В то же время в хазарейской среде бытуют многие доисламские пережитки, несовместимые с догмами ислама. Так, например, хазарейцы вплоть до царствования Амануллы-хана (1919—1928) в начале каждого из месяцев алга перед своим домом зажигали четыре костра. Мужчина — глава семьи — должен был прыгать через эти костры, произнося следующие слова: «Добро приди, зло исчезни!». Хозяйка дома в это время с полным кувшином воды поднималась на крышу и брызгала воду на землю.

     У хазарейцев существовал и такой пережиток. В начале каждого лунного месяца совершалась следующая церемония: глава, семьи разламывал хлеб, куски которого клал на Коран. Коран с кусками он поднимал так, чтобы члены семьи могли пройти под священной книгой. При этом каждому из них давался кусок хлеба, который он съедал. Шиитские муллы считали эти обряды несовместимыми с догмами ислама и запрещали их.

     Таким образом, иранским миссионерам-шиитам не удалось полностью вытравить из быта и религиозных воззрений хазарейцев доисламские представления. По словам Мухаммада Юсуфа Риази, в XIX в. в Иран для получения духовного образования ездили отдельные хазарейцы, но, вернувшись на родину, они не смогли оказать существенного влияния на своих соотечественников.

     Известно также, что хазарейцы чтут Али до такой степени, что считают его богом — недопустимый факт с точки зрения ортодоксальных улемов. Таким образом, по нашему мнению, имеющиеся источники позволяют сделать вывод, что ислам шиитского толка или ислам, пронизанный шиитскими настроениями, шиитскими модификациями, был навязан монголам, находившимся под властью хулагидов, Газан-ханом. Этот вывод подтверждается поддержкой и покровительством, которые оказывал Газан-хан шиитским сеидам.

     В результате ослабления и распада государства хулагидов хазарейцы стали независимыми. Вплоть до конца XIX в. ни одному завоевателю не удалось полностью подчинить их. Политическая независимость и изолированное территориальное положение в центральной части Афганистана благоприятствовали сохранению хазарейцами шиизма, хотя они и жили в окружении суннитов.

     В настоящее время у хазарейцев имеется социальная прослойка так называемых сеидов, верхушка которых является одним из сословий господствующего класса. Сеиды считают себя пришельцами из Медины. Возможно, что они являются потомками тех миссионеров, которые были распространителями ислама среди предков хазарейцев. Обосновавшись здесь, сеиды понемногу были ассимилированы хазарейцами.

image
Влияние синдикализма