Высшие хазарейские сословия


     Феодальная верхушка хазарейского общества состояла из глав хазарейских племен, кланов и родов и членов их семей.

     Главы племен (и подразделений племени) носили присвоенные ими или полученные от правителей соседних феодальных государств титулы: мир, хан, бек, султан, туркхан, ихтияр и др.

     Наиболее почетным был титул мир (от арабск. «амир» — правитель, князь, государь), который носили главы крупнейших хазарейских племен — дайзанги, дайкунди, бесут.

     В хазарейском обществе в рассматриваемую эпоху существовала своеобразная феодальная лестница. На ее верхних ступенях стояли хазарейские миры — вожди крупных племен (своеобразные феодальные удельные князья). Ниже стояли вожди различных подразделений данного племени (кланов и родов), которые носили титулы— мухтар, арбаб, раис, малик и др. Эти феодалы, хотя и пользовались в решении внутренних дел своих подразделений большой самостоятельностью, в решении общеплеменных дел (касавшихся всего удела — княжества) выполняли волю мира (вождя племени, который фактически был их феодальным сюзереном).

     В 1819—1880 гг. единого хазарейского государства не существовало. Правитель каждого племени (феодальный князь) был полностью самостоятелен в ведении не только внутренних, но и внешних дел. Однако как символ определенного единства феодального хазарейского общества существовал Общий хазарейский совет, который созывался в особо важных случаях.

     Таким образом, в условиях Хазараджата произошло своеобразное приспособление племенной организации (которая, сохранив некоторое подобие своей первоначальной формы, наполнилась новым содержанием) к потребностям феодального общества. Она помогала отражать нападения внешнего врага, использовалась для подготовки набегов на соседние территории, помогала феодалам удерживать в повиновении крестьян-райатов.

     Сословие миров держало в руках основной источник существования рядовых хазарейцев — пахотные и пастбищные земли. «Глава племени,— отмечал Дж. Хар-лан,— является верховным владельцем всех земель; в его же распоряжение переходят земли, находившиеся в пользовании рядовых хазарейцев, в случае смерти последних. Все оставшееся после их смерти имущество также считается собственностью мира».

image