Восставший Хазараджат, объявление войны Абдуррахману


Восстание вспыхнуло в рамадане 1309 г. х. (апрель 1892 г.) среди недавно покоренных хазарейцев.

Непосредственным поводом к восстанию послужило насилие, совершенное тремя афганскими солдатами из бригады Забардаст-хана над хазарейской женщиной из клана палан и мучительная казнь, которой они подвергли ее мужа. Родственники и односельчане пострадавших, решив, что «смерть в сто раз лучше жизни, которой они живут», убили насильников. После этого восстал весь клан палан. Восставшие прежде всего напали на крепость, где хранилось конфискованное у них оружие. Убив охрану, они завладели им. Затем перебили сохлдат, расквартированных по домам в этом районе. Ночью захватили еще одну крепость в Урузгане, где также хранилось оружие, конфискованное у хазарейцев, и убили 100 солдат. После этого к восстанию примкнули и другие роды и кланы урузган. Расквартированный в Урузгане отряд войск, которым командовал бригадир Забардаст-хан, был разбит восставшими. Потеряв два орудия, обоз, тяжело раненный афганский командующий бежал из Урузгана. Видя успех восстания, к нему присоединились племена и кланы завали, султан ахмад, дая, фулоди, мир одина и другие недавно покоренные хазарейские племена и роды. Вскоре все недавно покоренные районы Хазараджата были охвачены пламенем восстания |71, стр. 250].

     За короткое время восставшие хазарейцы один за другим разгромили все размещенные в их стране воинские отряды, кроме отряда полковника Махмудулла-ха-на, который, потерпев поражение в схватке с хазара фулоди, был осажден в Хиджристане.

     Приведенные факты убедительно показывают, что восстание хазарейцев началось стихийно. Однако обстановка в Хазараджате была настолько накалена, что, начавшись в небольшом пункте, на территории незначительного клана (клан палан насчитывал всего500семей), это восстание быстро охватило значительный район Хазараджата и приняло массовый характер.

     Вскоре восстание из новопокоренных перекинулось и в другие районы Хазараджата. Первым в этих районах подняли восстание хазара чура. Следует отметить, что здесь движение уже не носило стихийного характера; на восстание один за другим поднимались роды и кланы хазарейцев по приказу своих раисов, которые вставали во главе ополчении племен. Поднимая на восстание своих подданных, миры взывали к их религиозным чувствам, призывали встать на защиту попранной религии.

     Сначала в восстании участвовали лишь рядовые хазарейцы. Но после первых же успехов восстания к нему примкнули представители хазарейской верхушки, которые его и возглавили.

     Наибольшим влиянием и авторитетом среди руководителей восстания пользовался мир дайзанги Мухаммад Азим-бек. В 1887 г. он одним из первых независимых миров признал власть правителя Кабула, за что ему был присвоен титул сардара и определено ежегодное жалование в 1660 рупий. Однако недовольство политикой, проводимой эмиром Абдуррахманом в отношении хазарейской верхушки, побудило его примкнуть к восстанию. Под его руководством находились объединенные силы хазара фулоди, дая, мир одина, чура и, возможно, султан ахмад и завали. Ближайшим помощником Мухаммад Азима стал раис и духовный вождь фулоди Казн Мухаммад Ускар.

     Мухаммад Азим прилагал все усилия, чтобы сделать восстание хазарейцев всеобщим, привлечь к нему все племена и кланы. По его призыву в Кизабе состоялся Общий хазарейский совет. Участники совета объявили войну эмиру, в знак чего каждый из них на полях Корана поставил свою подпись и приложил печать.

     Факт объявления хазарейскими мирами войны Абдуррахману имел важнейшее значение. Он показывает, что если хазарейские выступления 80-х годов имели преимущественно экономический характер, были направлены на снижение налогов, на прекращение незаконных поборов и бесчинств чиновников (но не против власти эмира Кабула, как таковой), то хазарейские выступления начала 90-х годов качественно от них отличались. Лозунгом восставших стало свержение власти кабульского эмира в Хазараджате, т. е. выступление носило яркую политическую окраску, что не могло не привлечь на сторону восстания фактически все оппозиционные эмиру Абдуррахману и проводимой им политике силы Афганистана. Именно этим, как нам кажется, следует объяснить такие факты, как переход на сторону восставших узбеков Меймене и некоторых офицеров афганской армии, поздравления, которые получил в связи со своими победами над войсками эмира ильхан Мухаммад Амир-бек от знати некоторых афганских племен и знатных людей Кабула, которые писали в своих письмах, что у них одна цель — свержение Абдуррахмана. Хотя это сочувствие не приняло формы широкой активной поддержки восстания, оно могло представить большую опасность для Абдуррахмана, что он, несомненно, учитывал. Поэтому на подавление восстания эмир Абдуррахман мобилизовал все свои силы.

     После того, как участники совета — миры и султаны — разъехались по своим владениям, восстание разгорелось с новой силой. Восстали миры дайкунди — Бакир-бек, Мухаммад Риза-бек, Махмуд-бек, Ага Му-хаммад-бек, Зафар-бек, Риза Кули-бек, Фируз-бек, Ахмад-бек, Мухаммад Джан-бек. Восстали жители Кад-жарана, Аска, Кесаба и Тамазан. Восстали кланы джагури — каландар, шердаг и паше-пашаи.

     Правительственные чиновники и сборщики налогов изгонялись. Одновременно восставшие расправлялись и с теми своими султанами и ханами, которые активно сотрудничали с кабульскими властями.

     В зулькааде 1309 г. х. (май 1892 г.) восстало племя дайзейнат. Волнения среди этого племени начались еще в апреле в связи с приказом эмира Абдуррахмана переселить его в Южный Афганистан. Восставшие выгнали чиновников эмира и заняли несколько афганских пограничных постов на границе с Россией. В этой обстановке правительство России дало указание пограничным властям соблюдать строжайший нейтралитет: «Нам отнюдь не следует вмешиваться в распри хезаринцев и джемшидов с афганским правительством»,— указывалось в отношении министерства иностранных дел России военному министру 17 мая 1892 г.

     Восстание охватило фактически весь Хазараджат. Находившиеся на службе при дворе эмира и в его войсках хазарейцы бежали и присоединились к восстанию. Восставшие захватывали правительственные продовольственные склады, спешно строили укрепления во всех стратегических пунктах, ожидая прихода карательных отрядов эмира. Дороги, ведущие через Хазараджат, стали для эмира и его властей недоступны. Все укрепления, баррикады и завалы на дорогах строились обычно объединенными силами нескольких родов и кланов. В них располагались вооруженные отряды восставших, состоявшие из ополчений различных племен. Необходимо отметить этот важный факт, так как он свидетельствует о том, что хазарейцам удалось частично преодолеть присущую им племенную отчужденность и выступить сообща. В стороне от борьбы с эмиром Кабула остались лишь такие кланы и племена, как фулоди (Малистан), некоторые кланы джагури (багичури, яздари, аттак, гарай), часть племен бесут, дайзанги, дайкунди, кланы, населяющие районы к западу от Газни, хазара татар, хабаш, гави. Частично это объясняется трусостью миров, или их взаимным соперничеством, или наличием сильного контингента войск эмира вблизи от места обитания того или иного клана.

     Восстание хазарейцев создало очень опасную ситуацию для эмира Абдуррахмана и его окружения. К восставшим хазарейцам присоединились фирузкухи и джемшиды. Узбеки Меймене выражали свое сочувствие восставшим, а вали Меймене Мухаммад Шариф-хан в письме Мухаммаду Азим-беку и другим руководителям восставших писал, что он тоже поднимет восстание и окажет им помощь и содействие. Жители Хоста изгнали поставленного эмиром правителя. Восставшим сочувствовали жители Кабула и Кохистана; при этом жители Кабула, «недовольные режимом эмира Абдуррахман-хана, раздували огонь смятения» и передавали восставшим сведения о мерах, принимаемых эмиром против них.