Волнения хазарейцев в 80-х годах XIX века


     В первый период (80-е годы XIX в.) волнения охватили главным образом те районы Хазараджата, население которых признавало, в той или иной форме, власть Кабула еще до воцарения эмира Абдуррахмана 7. Главными требованиями хазарейцев были: снижение налогов, прекращение насилий чиновников и сборщиков податей, освобождение светских и религиозных вождей хазарейцев, арестованных властями эмира, сохранение традиционных форм внутреннего управления.

     Характерной чертой этих волнений был, как правило, стихийный, неорганизованный характер. Поэтому войска эмира Абдуррахман-хана легко подавили все эти восстания, за исключением восстания племени шейх али в 1890 г. Поскольку выступление хазарейцев племени шейх али носило более упорный и организованный характер, остановимся на нем подробнее.

     В 1299 г. х. (1881/82 г.) в долине Горбанд, населенной хазара шейх али, по указу эмира было учреждено афганское хакимство и размещен афганский гарнизон. На хазарейцев шейх али была возложена обязанность обеспечить безопасность дорог, пересекающих их страну, и базара в местечке Тал. Им было приказано оказывать в случае надобности помощь властям Кабула ополченцами и вьючными животными. В обеспечении верности и послушания племени шейх али власти приказали взять заложником их раиса и бузурга сеида Джа-фара. Вскоре сеид Джафар и его семья были доставлены в Мазари-Шариф. Эти действия кабульских властей вызвали недовольство верхушки хазарейцев шейх али.

     В 1888 г., когда в Южном Туркестане вспыхнул мятеж, руководимый Мухаммадом Исхак-ханом, некоторые подразделения шейх али (такие, как пандж кавл и али джам), обитавшие в долинах Барфак Тал и Ашхуджа, примкнули к восставшим. Они разграбили караван, следовавший из Кабула в Мазари-Шариф, и изгнали чиновников эмира, прибывших для сбора фуража. Небольшой воинский отряд эмира, следовавший в Кабул из Южного Туркестана, был разбит. Однако другие кланы шейх али не только не поддержали выступления, но, наоборот, вожди этих кланов всячески уговаривали восставших прекратить мятеж. Более того, ополчения некоторых кланов шейх али участвовали в подавлении выступления Исхак-хана.

     Когда мятеж Исхак-хана был подавлен, власти Кабула подвергли репрессиям помогавшие ему кланы шейх али. Были арестованы 23 сеида этого племени; они были обвинены в агитации в пользу Мухаммад Исхак-хана.

     Возникает вопрос: чем была вызвана столь разная позиция феодальной верхушки отдельных кланов племени шейх али в отношении восстания Исхак-хана?

     По нашему мнению, это обстоятельство связано с некоторыми особенностями политики Абдуррахман-хана. Хазарейцы племени шейх али (как это отмечалось выше) исповедовали два толка ислама: одни из них были суннитами, другие — исмаилитами. Стремясь подчинить себе шейх али, Абдуррахман использовал соперничество и недоброжелательные отношения, существовавшие между феодальной верхушкой суннитских и исмаилитских кланов. При этом власти Кабула поддерживали первых против вторых. Не удивительно, что, когда Исхак-хаи поднял восстание, исмаилитские феодалы его активно поддержали, а суннитские выступили против.

     В 1307 г. х. (1889/90 г.) противоречия между суннитской и исмаилитской группировками шейх али приняли характер открытого столкновения. Афганский ха-ким Абдулла-хан усмотрел в этом столкновении нарушение порядка в стране и наложил на племя шейх али огромный штраф в размере 100 тыс. рупий. Этот штраф вызвал в стране шейх али всеобщее возмущение. В январе 1890 г. хазарейцы выгнали афганских чиновников, прибывших для сбора штрафа. Затем они напали на резиденцию хакима, разбили охрану и осадили хакима в крепости, где тот укрылся, спасая свою жизнь.

     Восстание шейх али носило массовый характер; это видно из того, что, согласно «Сирадж ат-таварих», число вооруженных повстанцев было равно 3—4 тыс. Узнав о восстании, эмир Абдуррахман-хан, находившийся в Мазари-Шарифе, направил оттуда против восставших два полка регулярной армии с артиллерией. Одновременно он приказал хакимам соседних с районом восстания областей немедленно направить против восставших отряды ополченцев, так как отправка регулярных войск не могла быть осуществлена им сразу.

     Один из отрядов ополченцев, попытавшийся выручить из осады хакима Абдулла-хана, был, однако, разбит восставшими.

     После этого восставшие отправили послание эмиру Абдуррахману, в котором жаловались на притеснения хакима, просили положить им конец и заверяли эмира, что их восстание не направлено против его власти. Они просили отменить также наложенный на них непосильный штраф. Абдуррахман ответил на это, что он отстраняет Абдулла-хана с поста хакима. Одновременно он объявил, что бузурги шейх али также лишаются своих руководящих постов в племени. Абдуррахман приказал, чтобы и Абдулла-хан и бузурги явились к нему в Мазари-Шариф, где он лично разберет их спор.

     Бузурги отказались явиться в Мазари-Шариф, и восстание продолжалось. Восставшие нанесли поражение двинутым против них отрядам ополченцев, которыми командовал Мухаммад Сарвар-хан (хаким Хиджана) и Сеид Джафар-хан (хаким Гура). Эти успехи повстанцев заставили примкнуть к ним и некоторые кланы хазарейцев из племени гави, которые до этого в составе отряда ополченцев сражались против них.

     В этих условиях эмир Абдуррахман принял решительные меры для подавления восстания. В район восстания было направлено 3 тыс. регулярных войск и 3 тыс. ополченцев (среди последних были и хазарейцы племени татар).

     Направленным на подавление восстания войскам было разрешено забирать в свою пользу имущество восставших, лишь пленных нужно было доставлять эмиру.

     Восставшие оказывали ожесточенное сопротивление войскам эмира, нападали на отряды фуражиров, устраивали засады. В нескольких случаях они даже одержали временные успехи. Но силы были неравны. Восстание было подавлено. Ускорило его подавление и то обстоятельство, что бузурги некоторых родов, которые сначала участвовали в восстании (например, рода карим али), перешли на сторону правительственных войск; они обязались при этом сдать оружие, внести свою долю штрафа, наложенного на них Абдулла-ханом, и исправно платить малиат.

     В июне и июле 1890 г. в стране шейх али действовали карательные экспедиции. Участников восстания подвергали массовым казням, многих обратили в рабство. Ремесленников из племени шейх али переселили в Кабул, где они были направлены на работы в кожевенные, столярные и ткацкие мастерские. Крестьян выселили в Южный Туркестан и Кандагарскую область. В 1893 г. в разоренную страну были направлены переселенцы из афганских районов.

     Обстоятельства, связанные с выступлениями хазарейцев племени шейх али против власти эмира Кабула, показывают, что в основе этих выступлений лежали:

  • налоговый гнет и злоупотребления чиновников эмира, вызывавшие недовольство всех социальных прослоек
  • шейх али, хотя больше всего страдали от роста налогов и злоупотреблений низы племени;
  • нарушение привилегий феодальной верхушки племени (в особенности лишение их части административных функций, перешедших к афганскому хакиму), что существенно сокращало доходы феодалов шейх али;
  • недовольство мусульманских богословов-шиитов стремлением Абдуррахмана лишить их руководящего положения (что также ударяло по их доходам).

     Таким образом, если феодальная верхушка шейх али была недовольна политикой централизации, которую проводил Абдуррахман (тем более что централизация эта проводилась за их счет, за счет урезывания и отмены их прав и привилегий), то райаты этого племени были недовольны не столько самой этой политикой, сколько методами ее проведения. Последнее обстоятельство давало возможность верхушке шейх али, используя свой авторитет патриархальных вождей и религиозных руководителей, увлекать массы райатов на восстание. Но поскольку противоречия между феодалами племени шейх али и социальными силами, которые представлял эмир Абдуррахман, не носили антагонистического характера, верхушка шейх али не проявляла единства в борьбе с эмиром, легко шла на компромисс с ним, действовала недостаточно решительно. Что же касается райатов, то они, увлекаемые на восстание традиционными вождями, не имели своей собственной программы и как самостоятельная сила в движении не участвовали.

     Такой же характер носили в 80-х годах и другие выступления хазарейцев в районах, еще до начала правления эмира Абдуррахман-хана признававших власть Кабула.

image