Вероисповедание хазарейцев


     Большая часть хазарейцев по вероисповеданию является мусульманами-шиитами; лишь хазарейское племя дайзейнат, обитающее на северных склонах Гиндукуша, и отдельные роды хазара шейх али исповедуют ислам суннитского толка. Среди хазарейцев есть также исмаилиты, к этой секте принадлежат: пайанда мухаммад, даузай, сухбат-ханы, мухаммадзай, подразделения кланов племени дайчупан и часть племени шейх али. Следует заметить, что исмаилиты шейх али принадлежат к той группе исмаилитов, которая проживает в селении Маш-раб, расположенном в районе г. Кум (Иран).

     Между тем все соседние с хазарейцами народы являются мусульманами-суннитами. Чем же можно объяснить, что живущие в окружении суннитов хазарейцы исповедуют ислам шиитского толка? Неясно также, когда хазарейцы вообще были обращены в ислам.

     Исследование этих вопросов затруднено прежде всего состоянием источников, которые имеются в распоряжении современных историков. Средневековые восточные источники почти не содержат данных по этим вопросам. Поэтому западные и советские исследователи, как правило, касаясь вопроса о вероисповедании хазарейцев, ограничиваются лишь констатацией того факта, что они мусульмане-шииты.

     По мнению Н. А. Аристова, хазарейцы приняли ислам от местного населения (таджиков), проникнутого шиитскими началами. Н. А. Аристов, к сожалению, ничем не обосновывает свое утверждение и не дает ссылок на источники. Кроме того, таджики — коренные жители Афганистана (за исключением таджиков, обитающих в Бадахшане и Вахане) — не являются шиитами.

     По-видимому, Н. А. Аристов в своих утверждениях опирался на труды европейских исследователей XIX в., занимавшихся Афганистаном, которые всех таджиков Афганистана относили к шиитам. Следует отметить, что таджики района Удма (дайкунди), живущие среди хазара дайкунди, являются шиитами, как и хазарейцы, но это не дает никаких оснований утверждать, что предки хазарейцев приняли шиитский толк ислама от таджиков.

     Нам представляется, что могло происходить обратное: таджики, живущие среди хазарейцев, смешанные с ними, подчиняющиеся им, должны были стать шиитами.

     Существует мнение, согласно которому хазарейцы стали шиитами в период правления шаха Аббаса Се-феви (1587—1629). Впервые об этом еще в 60-х годах XIX в. писал Г. Вамбери: «Шах Аббас обратил их (хазарейцев.— Л. Т.) в шиизм».

image
Сравнительная оценка уровня убийств в США