Три периодна хазарейских движений


     В 1880 г., когда Абдуррахман-хан вел борьбу за трон Кабула, миры хазарейских племен сочувствовали ему в этой борьбе. А после того как он стал эмиром, многие из них (джагури, фулоди Малистан, бесут, дайзанги, дайкунди, дайзейнат, татар, шейх али, хазара Газни, некоторые кланы дай-чупан) признали себя его вассалами. По-видимому, главы хазарейских племен рассчитывали, что их взаимоотношения с новым эмиром будут строиться на тех же основах формальной зависимости, что и с его предшественником. Действительность оказалась иной.

    С 1880 по 1891 г. Абдуррахман-хан, тщательно подготовив несколько походов, покорил независимые районы Хазараджата. Отрядами завоевателей руководил сардар Абдул Куддус-хан. Власти Кабула сумели использовать в своих интересах отсутствие единства между хазарейскими племенами, взаимное соперничество и вражду правителей отдельных племен. Им удалось привлечь на свою сторону ополчения племен бесут, дайзанги, дайкунди, джагури и др., боевые силы которых помогли афганским войскам.

     В период правления эмира Абдуррахман-хана завершился начавшийся еще в последние годы жизни эмира Дост Мухаммад-хана процесс объединения Афганистана в единое государство. Абдуррахман железной рукой обуздывал и карал непокорных вассалов. Объективно его политика имела, несомненно, прогрессивный характер: она вела к укреплению независимости Афганистана, способствовала тому, что народы Афганистана сохранили свою государственность, содействовала ликвидации феодальной раздробленности, пережиточных патриархальных форм производственных отношений, общественной организации и быта. Эта политика содействовала модернизации административного строя, налоговой системы, армии, судебной системы, постепенному внедрению зачатков современного просвещения. Вместе с тем осуществление этой политики сопровождалось ростом налогового гнета, усилением влияния афганских (господствующих в стране) прослоек класса помещиков на все стороны политической и экономической жизни страны, что не могло не порождать определенных противоречий и политической борьбы.

     Стремясь обеспечить свой действенный контроль на всей территории Афганистана, Абдуррахман-хан вводит в Хазараджат воинские части. Присланные им чиновники, во главе которых был поставлен губернатор (хаким), вмешиваются в экономические и политические взаимоотношения хазарейских родов и племен. Следует сразу же отметить то важное обстоятельство, что присланные эмиром чиновники (хотя им и были даны указания вести себя умеренно и соблюдать справедливость) 3, выполняя возложенные на них контрольные функции, допускали бесконечные злоупотребления властью. Они бесчинствовали, грабили хазарейцев. Как сообщают даже официальные источники, все назначаемые в Хазараджат чиновники за короткое время, грабя райатов, превращались в богачей — владельцев имений, садов, великолепных зданий, стад верблюдов, коней, мулов.

     Абдуррахман-хан не считался с обычным правом хазарейцев и наследственной властью миров и ханов хазарейских племен, смещал и арестовывал неугодных ему миров4, сажал на их место своих ставленников; иногда он пытался ликвидировать племенное деление хазарейцев и основанное на нем правление миров хазарейских племен.

     К концу 80-х годов резко возросло лежащее на хазарейцах налоговое бремя. Каждый хазарейский двор был обложен податью. Для определения размера земельного налога у оседлых хазарейцев производился замер площади обрабатываемых ими полей; у кочевых хазарейцев было определено поголовье имевшегося у них скота. Малиат с обрабатываемых земель взимался в размере иногда равном половине урожая (он собирался натурой и деньгами). Кроме того, с садов и огородов взимался особый сбор — танапана. Налогом был обложен каждый владелец стада; налог взимался (в зависимости от поголовья) как с крупного, так и с мелкого скота. С ремесленников взимали V40 часть стоимости ремесленных изделий и торговых оборотов. Помимо этого каждый житель Хазараджата без различия пола и возраста уплачивал подушный налог в размере одного крана (около 20 коп. серебром) в год. Взимался также подворный налог — сархана — от 12 до 13 танга со двоpa. Сверх всего этого взимались многочисленные разовые сборы: нукари — на содержание войск (20 танга с каждого двора), осяпули — плата за молотьбу зерна и другие. Рост налогов, произвол и бесчинства чиновников, равно как отказ эмира Абдуррахман-хана считаться с независимостью хазарейских племен в решении их внутренних дел, его стремление ликвидировать их самостоятельность и подчинить своей власти, все это не могло не вызывать недовольства почти всех слоев ха-зарейского общества. При этом, если рядовые хазарейцы были прежде всего недовольны поборами чиновников эмира, резким усилением налогового гнета, то верхушка хазарейцев была недовольна нарушением ее привилегий. Миров, султанов и ханов хазарейских племен не могло не настроить против эмира то обстоятельство, что он забирал себе с каждым годом все большую часть совокупной феодальной ренты, ничем при этом не компенсируя хазарейскую верхушку, поскольку доступ на командные посты в армии и на должности чиновников в гражданском государственном аппарате для представителей этой верхушки был закрыт. В этом отношении Абдуррахман вел иную политику, чем его предшественник Шер Али-хан. Дискриминация хазарейцев при зачислении на службу в государственный аппарат и армию6 была также важной причиной их недовольства режимом эмира Абдуррахман-хана.

     Таковы были некоторые особенности политического и социально-экономического развития Афганистана в последней четверти XIX в., которые обусловили возникновение и развитие в хазарейской среде народных движений, носивших массовый характер. На ход и результаты этих движений самое непосредственное влияние оказали как сложившаяся к этому времени обстановка в Афганистане в целом, так и особенности исторического развития самого Хазараджата в предшествующую эпоху.

     История хазарейских движений может быть разделена на три периода: первый период охватывает 80-е годы XIX в., второй — начало 90-х годов XIX в. (в свою очередь, в этом периоде могут быть выделены два главных этапа: первый этап — апрель 1892 г.— январь 1893 г., второй — январь — август 1893 г.), третий период — конец 90-х годов XIX в. и первые годы XX в.