Родоплеменные связи хазарейцев разных племен


     Картина социальных отношений хазарейского общества XIX в. будет весьма неполной без анализа такого важного общественного, социально-экономического института, каким является хазарейская община.

     Исследование хазарейской общины на основе современных источников дано в работах А. Д. Давыдова, а также некоторых западных исследователей.

     Однако было бы, как нам представляется, неправильным переносить выводы, сделанные ими для нашего времени на основании современных нам источников, на отношения, существовавшие у хазарейцев сто и более лет назад, в эпоху, качественно отличавшуюся от наших дней. Для того чтобы проанализировать характерные особенности хазарейской общины в 1819—1880 гг., имеющиеся в нашем распоряжении источники не дают необходимых материалов.

     Можно лишь утверждать, что общинного землевладения и землепользования в Хазараджате в широких масштабах не было, мы находим лишь остатки этих форм. Связано же это было с тем, что и сама община в XIX в. у хазарейцев была сильно разрушена. Именно поэтому сведений об общине в изучаемый нами период истории хазарейцев в наших источниках почти нет.

     Разрушению хазарейской общины, как нам представляется, способствовало то обстоятельство, что миры и султаны, превратившиеся в правителей небольших княжеств, обладая всей полнотой власти (административной, судебной, военной), сравнительно легко могли экспроприировать крестьянские общинные земли. А это обстоятельство не могло не подорвать и самой общины как социального института. Это предположение, как нам кажется, находит подтверждение и в сохранившейся племенной структуре хазарейского общества, которая показывает, что низовая общинная организация в этой структуре играла ничтожную роль.

     Как уже отмечалось выше, хазарейские племена в эту эпоху делились на кланы (или группы кланов), кланы, в свою очередь, делились на подразделения (группы родов), которые состояли из отдельных родов. Проиллюстрируем это деление на примере племени дайчупан.

     Каждый род обычно проживал в нескольких деревнях или поселках. Во главе такого поселения стоял «начальник деревни», носивший титул хуки, раис или кадхуда. В делах управления ему помогали один-два старосты, называемые аксакалами или сафедришами (ришеафедами). Все они, т. е. «начальник деревни» и старосты, находились всецело в подчинении главы племени, мира или султана.

     Как указывают наши источники, должности главы племени и всех его подразделений, т. е. кланов, групп родов и родов, были наследственными. Вопрос о том, была ли наследственной должность «начальника деревни» и старост, или они избирались жителями села (деревни), или же назначались главой племени или главами подразделений, в наших источниках не освещен. Несомненно одно, что и «начальник деревни» и староста пользовались среди рядовых хазарейцев большим авторитетом и властью. Основой же этого авторитета и власти было их богатство — они владели большими участками земли, стадами скота. Земли эти, насколько можно судить, никогда не подвергались переделам или уравнению.

     Не существовало и никакого общинного самоуправления (типа сходки — «джирги»); все дела поселения решались «начальником деревни» единолично или при участии старост. Рядовые хазарейцы (мужчины — главы семей) никакого влияния на эти решения оказать не могли.

     Лишь в отдельных районах, например у племени гави, имелись институты, напоминающие афганскую «джиргу», однако это было не правилом, а исключением.

     Обычно же, если и сохранялись какие-то остатки былой общинной связи, то только в тех формах и размерах, которые были выгодны феодальной верхушке, например в форме круговой поруки.

     Как известно, в современную нам эпоху в Хазараджате мы наблюдаем чрезвычайную слабость родовых, племенных связей. Среди современных хазарейцев само понятие племени, сознание принадлежности к нему того или иного индивида, так же как понятие пресловутой племенной общности (и межплеменных различий), почти полностью исчезли. В настоящее время старые племенные названия в Хазараджате потеряли былое значение, они превратились в названия административных единиц. Распаду и фактическому исчезновению родоплеменных связей способствовали события хазарейской истории в конце XIX — начале XX в., связанные с массовыми переселениями хазарейцев как внутри страны, так и за пределы Афганистана. Этому исчезновению содействовала также ликвидация афганскими властями административного деления Хазараджата, основанного на родо-племенных принципах, и значительной части хазарейской родоплеменной верхушки в результате репрессивной политики эмира Абдуррахмана.

     Все эти события не могли не сказаться и на судьбе хазарейской общины, определив ее дальнейшее почти повсеместное исчезновение. Остатки ее сохранились сейчас, по нашему мнению, лишь в немногих отсталых, глухих уголках Хазараджата.

image