Развитие верований и вероисповедания хазарейцев


     Хафиз-и Абру и Абдурраззак Самарканди неоднократно упоминают о хазарейцах и пишут о походе Тимуридов против хазарейцев, но и они никогда не говорят о язычестве хазарейцев; наоборот, некоторые приводимые ими факты позволяют сделать вывод, что в их время хазарейцы уже были мусульманами.

     Бабур вает, что жители области Газни — ханифаты— по вероисповеданию люди «чистой веры и хорошие мусульмане».

     Таким образом, тщательное изучение источников по истории Афганистана и Ирана XIV—XVI вв. не дает нам никаких оснований согласиться с утверждением ряда исследователей о том, что хазарейцы вплоть до XV или даже XVI в. были язычниками, что они были обращены в ислам Сефевидами или восприняли шиизм от своих соседей — таджиков.

     Автор попытается изложить свою точку зрения по вопросу об обстоятельствах и времени обращения хазарейцев в ислам. Конечно, нельзя ни в коем случае претендовать на то, что этот сложный вопрос решен нами окончательно. Свою задачу автор видит в том, чтобы привлечь внимание занимающихся средневековой историей Афганистана к некоторым новым аспектам этой проблемы.

     По нашему мнению, переход предков нынешних хазарейцев в ислам тесно связан с переходом в ислам всех монголов улуса Хулагидов. Все монголы, проживавшие на этих территориях до Хулагу-хана и во время его похода в Иран, были идолопоклонниками. Они оставались язычниками вплоть до правления Газан-хана. Газан-хан, вступив на престол в 1295 г., перешел в ислам вместе со своими эмирами и приближенными. После этого он принял решительные меры для обращения в ислам всех монголов, находившихся в его государстве. По приказу Газан-хана разрушались храмы и идолы. «Когда государь ислама Газан, да укрепится навеки его владычество, по промыслу и руководству божию на пути истинной веры вступил… в круг мусульманства,— писал Рашид-ад-дин,— он приказал разбить всех идолов, разрушить все кумирни, капища и прочие храмы, существование которых не дозволено в странах ислама по божественному закону».

     Политика Газан-хана встретила сильное сопротивление, которое он жестоко подавлял. Однако из источников не совсем ясно, какой толк ислама приняли монголы. Академик В. В. Бартольд писал о переходе монголов в ислам так: «…через 30 лет после смерти основателя монгольского государства в Персии (Хулагу-хана.— Л. Т.) завоеватели окончательно приняли ислам», но он ни слова не говорит о том, какой из толков ислама был принят.

     По-видимому, монголы, переходя от язычества к исламу, приняли ислам шиитского толка (хотя в известных нам источниках об этом прямо не говорится). Важно, однако, отметить указание Рашид-ад-дина, который, говоря о переходе монголов в ислам, постоянно подчеркивал склонность главы государства Газан-хана к шиизму. Так, например, Рашид-ад-дин пишет: «Государь ислама, да укрепится навеки владычество его, два раза видел во сне красоту господина вселенной… Между ними происходила долгая беседа. Вместе с пророком, да будут над нами молитвы божий, был эмир правоверных Али, Хасан и Хусейн… Представив их, он промолвил: ,,Надобно вам быть братьями» и повелел, чтобы государь ислама с ними обнялся. Обе стороны побратались». Газан-хан постоянно совершал паломничество к могилам Али и его сыновей, чтил и уважал шиитских сеидов, жаловал им щедрую милостыню. Сеидам Газан-хан строил мечети, давал в безмерном количестве деньги и вакуфы.

     После смерти Газан-хана его преемник Абу Сайд также вел политику, благоприятствовавшую распространению шиизма. Как известно, в правление Газан-хана и Абу Сайда территория современного Афганистана входила в состав государства Хулагидов и проживавшие здесь монголы находились под их властью. По нашему мнению, именно в это время предкам хазарейцев был навязай ислам, проникнутый шиитскими началами.

image
Последний акт