Происхождение хазарейского народа


     Вопрос о происхождении хазарейского народа привлек внимание востоковедов еще в начале XIX в. За прошедшие полтора столетия по этому вопросу были высказаны различные точки зрения. Вкратце остановимся на основных теориях этногенеза хазарейцев.

     Существует мнение, согласно которому хазарейцы — коренные жители Афганистана. Основоположником этой точки зрения был французский исследователь середины XIX в. Ж.-П. Феррье. По его утверждению, хазарейцы жили там, где живут ныне, еще во время Александра Македонского. Чтобы обосновать свою точку зрения, Ж.-П. Феррье ссылается на описание античным историком Курцием зимнего похода Александра Македонского через центральную часть Афганистана и пытается представить упоминаемые в этом описании народы прямыми предками нынешних хазарейцев.

     Следует отметить, что еще в прошлом веке теорию Ж.-П. Феррье отрицал видный русский исследователь Н. В. Ханыков. Однако и до настоящего времени она все еще имеет последователей среди некоторых афганских ученых. Известный историк и филолог Абдул Хай Хабиби в статье, опубликованной в 1965 г. в журнале «Ариана», доказывая, что хазарейцы — исконные жители страны, пытается связать их этноним «хазара» с названием второй столицы древней Арахозии— Hosola или Ozala. По его мнению, этноним «хазара» имеет значение «счастливая (добрая) слава».

     Некоторые европейские исследователи прошлого века, чтобы объяснить монголоидность хазарейцев, выдвигали теории о смешанном происхождении хазарейского народа. Так, по предположению Дж. Харлана, хазарейцы произошли от слияния древних бактрийцев и татар, обитавших на северных границах Ирана и якобы вытесненных в центральные районы Афганистана Исмаилом Самани.

     В начале прошлого века появились также теории о чисто монгольском происхождении хазарейского народа. Их основоположниками являются М. Эльфинстон, А. Берне и Г. Вамбери, который считает, что хазарейцы — это потомки монгольских воинов, приведенных в Афганистан Чингисханом.

     Точка зрения Г. Вамбери была развита в трудах английского ученого Г. Белью. По его утверждению, хазарейцы — потомки военных поселенцев, оставленных Чингисханом в центральной части современного Афганистана после истребления коренных персоязычных жителей страны. Для доказательства этого положения Г. Белью ссылается на географические названия ряда районов Восточного Афганистана и северной части Западного Пакистана, которые он связывает с этнонимом «хазара» (например, дистрикт Хазара к востоку от Аттока). По мнению Г. Белью, эти географические названия свидетельствуют о существовании здесь поселений военных колонистов, оставленных Чингисханом. Следует отметить, что взгляды Г. Белью разделяют и некоторые современные западные исследователи, например Е. Ф. Фокс.

     Однако описания монгольских походов, сделанные Рашид-ад-дином, Хафиз-и Абру и Джузджани, показывают, что ни Чингисхан, ни действовавшие по его приказам военачальники никаких монгольских отрядов на территории современного Хазараджата не оставляли. Поэтому, хотя формирование хазарейской этнической общности связано с завоеваниями Чингисхана и в определенной степени является последствием сдвигов в этнической истории народов Афганистана, обусловленных этими завоеваниями, нет никаких оснований считать хазарейцев потомками воинов армии Чингиса.

     Некоторые исследователи высказывают предположение, что хазарейцы — потомки воинов, поселенных на территории современного Центрального Афганистана Хулагу-ханом (1256—1265) или Менгу-кааном (1248— 1259).

     Многие ученые связывают происхождение хазарэй-цев с переселением в XIII в. на территорию Центрального Афганистана так называемой никудерийской орды (по имени царевича Никудера, внука Джагатая). Так, акад. В. В. Бартольд указывает в одном из своих трудов: «Покорение горной страны и взятие сильных гур-ских крепостей стоило монголам больших трудов; после окончательного завоевания в стране были оставлены монгольские отряды, постепенно принимавшие язык побежденных. К ним, по всей вероятности, присоединились впоследствии другие монгольские отряды, поселившиеся здесь и называвшиеся по имени своих предводителей; из них в истории особенно часто упоминаются никудерийцы, прибывшие сюда в XIII в. и первоначально составлявшие отряд джагатайского царевича Никудера».

     Потомками монголов никудерийской орды считает хазарейцев и проф. И. П. Петрушевский. Им убедительно доказан и обоснован данными многочисленных источников важный тезис о «значительном числе монголов, поселившихся в Иране и сопредельных странах» в результате многочисленных завоеваний.

     Некоторые исследователи прошлого века выдвигали теорию о смешанном монголо-тюркском происхождении хазарейского народа.

     Потомками нескольких волн монголо-тюркских переселенцев, последовательно оседавших в XIII—XV вв. на территории нынешнего Центрального Афганистана, главным образом в правление Менгу-каана, а затем Аргун-хана (1284—1291), считал хазарейцев Б. А. Дорн.

     Из современных зарубежных исследователей этой же по существу точки зрения придерживается К- Фердинанд, утверждающий, что хазарейцы являются «по происхождению монголами или тюрко-монголами».

     Е. Е. Бэкон также считает хазарейцев потомками тюрко-монгольских военных поселенцев. Их появление в Центральном Афганистане она, правда, связывает не с деятельностью Менгу-каана или Хулагу-хана и его преемников, а с завоеваниями правителей Джагатайского улуса. По ее мнению, предки хазарейцев оказались в современном Афганистане в результате многократных попыток джагатайских принцев утвердиться на подступах к богатой Индии. Е. Е. Бэкон только за период 1282—1306 гг. насчитывает девять крупных походов, предпринятых джагатаями через Афганистан в направлении северной Индии. Во время этих походов они основали многочисленные тюрко-монгольские военные поселения. Прямыми потомками этих поселенцев и являются, по ее утверждению, современные хазарейцы.

     К мысли о том, что «хазарейцы — смешанная раса, потомки военных поселенцев, приведенных монголами», приходит в результате своих исследований и П. Сайке. На сходной точке зрения стоят и авторы такого фундаментального труда, как «Энциклопедия ислама».

     Оригинальную точку зрения о происхождении хазарейцев высказал X. Шармен. По его мнению, хазарейцами в XIV—XV вв. называли кочевников, занимавших юго-восточную часть северного Ирана и юго-западного Афганистана, независимо от их этнической принадлежности. В понятие «хазара» включали монголов-никудери, наурузи и даже афганцев. (Таким образом, термин «хазар» не этнический, а социальный.) По предположению X. Шармена, после смерти Тимура часть этих кочевников переселилась на восток, а никудери передвинулись в Гур, заняв эту область. Постепенно из южного Афганистана вверх по Гильменду поднялись и другие кочевые племена (монгольского происхождения). Процесс формирования их в отдельную этническую общность сопровождался ассимиляцией ими части коренного ираноязычного населения. Ко времени Бабура этногенез ха-зарейцев зашел уже довольно далеко; центром формирования этой общности были горные районы на западе Кабула. Слабым местом концепции X. Шармена является несоответствие даваемой им периодизации этногенеза хазарейцев хорошо известным фактам их этнической истории.

     Из советских востоковедов теорию о смешанном, тюрко-монгольском происхождении хазарейцев поддерживает В. А. Ромодин, который пишет, что «народность эта монгольского, или точнее, тюрко-монгольского происхождения».

     Нетрудно заметить, что охарактеризованным выше теориям о происхождении хазарейского народа присуща одна общая черта: хазарейцы считаются потомками военных поселенцев (монголов или тюрко-монголов), оставленных на территории Хазараджата Чингисханом или одним из его преемников, правивших в Иране или Средней Азии. Автохтонному, коренному населению Хазараджата, занимавшему территорию этой страны задолго до начала монгольских завоеваний, в этногенезе хазарейцев не оставлено вовсе или оставлено самое скромное место.

     Однако фактический материал, накопленный в настоящее время историками, этнографами, лингвистами, социологами и другими специалистами, изучавшими историческое прошлое и настоящее хазарейского народа, позволяет шире осветить вопрос о происхождении и этнической истории хазарейцев.

image