Политическая раздробленность


     В конце второго десятилетия XIX в. созданная Ахмад-шахом Дуррани (1747—1773)—основателем независимого афганского государства — дурранинская империя распалась на части. На ее обломках возникло несколько независимых государств, в том числе четыре афганских княжества: Кабульское, Пешаварское, Кандагарское и Гератское. В первых трех к власти пришли баракзайские сардары; в последнем сохранили власть садозайские принцы.

     В результате этих событий хазарейские миры с 1819 г. и до конца 80-х годов XIX в. фактически являлись независимыми правителями на территориях своих племен. Лишь временами некоторые из них, чьи владения находились на окраинах хазарейских земель, под давлением обстоятельств признавали себя вассалами того или иного правителя соседних государств: на западе — гератского шаха, на севере — кундузского хана, на востоке — кабульского эмира, на юге — правителей Кандагара. Политическая раздробленность Хазараджата, отсутствие единства среди хазарейских миров, их постоянные междоусобицы были основными причинами превращения некоторых из них в вассалов Кабула, Герата, Кандагара и Кундуза.

     Существовали две формы вассальной зависимости: в первом случае мир хазарейского племени ежегодно выплачивал своему сюзерену дань и брал на себя обязательство обеспечивать безопасность продвижения через подвластную ему территорию купеческих караванов; во втором случае вместо дани мир выставлял в армию своего сюзерена (по его требованию, в случае если тот вел войну) вооруженный контингент своих соплеменников, которым командовал кто-либо из родственников или приближенных мира.

     Очень редко хазарейские миры объединялись против общего врага. Отчасти это было связано с тем, что вассальная зависимость их от правителей соседних государств часто принимала формальный характер; более того, при малейшем ослаблении власти своего сюзерена миры сбрасывали с себя даже и формальный вассалитет. Так, например, у племен дайзанги и дайкунди (миры которых признавали себя вассалами Кабула) крестьяне-райаты повиновались только своим мирам и признавали только их власть. Все налоги, существовавшие в стране, они выплачивали своим мирам; миры посылали дань афганским эмирам в том размере, какой им (мирам) был угоден. Кабульские же эмиры со своей стороны были удовлетворены тем, что их власть хотя бы формально признается и что хазарейские миры не препятствуют проходу через свою страну подданных эмира и караванов купцов.

     Каждому новому эмиру, после того как он вступал на трон Кабула, приходилось силой оружия заставлять хазарейских миров признавать свою власть. Что же касается миров племен, обитавших в центральной части Хазараджата, то они на всем протяжении этой эпохи оставались независимыми. Но даже те миры, которые признавали себя вассалами более сильных соседей, полностью сохраняли независимость в решении всех внутренних дел своих племен и управляли ими по своей воле в соответствии с установившимися обычаями.

image