Никудерийская орда


     Уже в конце XIII в. этот процесс привел к образованию смешанного в этническом отношении (несомненно, весьма пестрого) образования — никудерийской орды, сыгравшей важную роль в этногенезе хазарейского народа. Как известно, современники закрепили за ней и другими родственными ей образованиями этноним «карауны», или «караунасы», и указали, что своим происхождением она обязана связям воинов монгольских отрядов с индийскими женщинами. Трудно сказать, присутствовал ли в действительности собственно индийский (индо-арийский) элемент в этих пестрых образованиях. Но элемент территориально весьма близкий, а именно пуштунский, несомненно, в этногенезе хазарейцев участие принял. Свидетельством этого является наличие у них этнонима «абдал» (подразделение племени бесут), а также несколько групп родов, в наименовании которых присутствует слово «зай», например: даузай в племени дайчупан, мухаммадзай и др., на языке пушту имеющее значение «сын».

     В 1383 г. Тимур Ленг, завоевав Сеистан, направил для покорения никудерийцев, основная часть которых в то время обитала в районах Кандагара и Гармсира, своих военачальников Мирап-шаха и Амир Мухаммада. Удар, который нанесли никудерийцам войска Тимура, заставил значительную часть их переселиться на территорию современного Хазараджата. Эти события сыграли важнейшую роль в этнической истории хазарейского народа. Вытесненные на территорию Хазараджата, части никудерийской орды стали одним из основных элементов, принявших участие в образовании хазарейцев.

     По-видимому, ядро хазарейского народа сложилось уже к середине XIV в. на территории Хазараджата в результате контактов пришлых (с отрядами монгольской армии) и местных этнических элементов. Об этом, как нам представляется, убедительно свидетельствует появление именно в эту эпоху этнического имени хазарейцев. Передвинувшиеся в Хазараджат части никудабюалерийской орды постепенно слились с уже сложившимся ядром хазарейского этноса. Если с конца XV и вплоть до начала XVII в. источники сообщают о существовании на территории Хазараджата хазарейцев и никудерийцев как самостоятельных этнических групп, то к концу XVII в. упоминания о никудерийцах как самостоятельном этническом комплексе исчезают. Никудерийцы упоминаются уже как племена или кланы единого хазарейского народа. Важное свидетельство того, что к этому времени сложение хазарейского этноса уже завершилось. По-видимому, с конца XVII в. можно говорить уже об истории хазарейского народа, как такового, а не об истории тех или иных монгольских орд на территории Восточного Ирана и современного Афганистана.

image
Недолгая, но плодотворная жизнь