Миры, нукары и райаты. Классовая, а также имущественная дифференциация


     В нашем распоряжении нет сейчас источников, исследуя которые можно было бы нарисовать в деталях процесс превращения миров в верховных собственников земли тех феодальных владений, где они были правителями. Несомненно, в различных районах Хазараджата процесс этот имел свои особенности.

     По-видимому, там, где феодальное владение возникло в результате пожалования земель в лен хазарейскому (никудерийскому) феодалу правителем того или иного феодального государства, мир фактически сразу (или спустя некоторое время) становился верховным собственником пожалованной территории.

     Но имели место и такие случаи, когда миры присваивали права верховной собственности на землю силой. Так, после разгрома в 90-х годах XIX в. восстаний хазарейцев жители западного Хазараджата обратились к присланным сюда из Кабула чиновникам с просьбой утвердить за ними во владении земли их бывших миров, утверждая, что эти земли являлись исконной собственностью райатов, переходили к ним по наследству от дедов и отцов и лишь сравнительно недавно были у них насильственно отобраны мирами. Правда, никаких документов, подтверждающих правоту этих слов, они предъявить не смогли.

     Какую-то часть земель своего владения миры жаловали за военную службу (как джагир) своим вассалам — нукарам. Другая часть этих земель обрабатывалась или использовалась под пастбища райатами (право на пользование этими землями могло передаваться по наследству); об условиях владения райатами землей мы скажем ниже. И наконец, часть земель составлял личный домен мира, все доходы с которого он взимал в свою пользу. Земли домена обрабатывались трудом райатов (частично барщинным, частично из доли урожая).

     Таким образом, основными категориями земельных владений в Хазараджате были: земли, составлявшие личный домен мира (хана) — главы племени; земли, отданные им на условиях ленного пожалования своим вассалам — нукарам; земли, находившиеся в распоряжении хазарейских райатов. Существовали также общинные земли и категория земель, которая фактически являлась частновладельческой. Это были земли глав подразделений племени — арбабов, раисов, мухтаров и маликов, которыми те могли распоряжаться по собственному усмотрению (передавать по наследству, дарить, продавать). Существовали также (об этом будет сказано ниже) земли вакуфные.

     Судя по имеющимся данным, земли доменов приносили мирам значительный доход, что было связано, по-видимому, с тем, что мирами были отчуждены лучшие по качеству земли; так, земельные владения хана джагури Шер Али-хана в местности Зирак оценивались в конце XIX в. в 60 тыс. рупий. Свои права верховных собственников земли миры использовали как юридическую основу для фактического закрепощения крестьян-райатов. Как отмечал Дж. Харлан, в Хазараджате всякий хазареец-райат рассматривался как слуга (retainer) своего вождя-феодала, от которого он находился в полной зависимости. Отношения райатов к их господам регулировались принципом: «что ты [господин] захочешь, я уже захотел». Источники отмечают существование в хазарейском обществе не только резко выраженной классовой (феодал, райат), но и имущественной (богач, бедняк) дифференциации.

     Помимо земли миры владели огромными стадами баранов, коз, коров и лошадей.  Обязанности пастухов выполняли те же райаты.

     В тех населенных хазарейцами районах, где основой экономики было кочевое и полукочевое скотоводческое хозяйство, главное богатство феодалов составляли скот и пастбища. Так было, например, у племен дайзейнат и татар. П. Ламсден, посетивший страну дайзейнат, писал: «Богатство вождя племени дайзейнат в основном составляет крупный рогатый скот; он владеет также громадными стадами овец».

     Как суверенный правитель (властитель) территории своего племени, мир собирал таможенные пошлины с проходивших через его владения купеческих караванов в размере 2,5% (одной сороковой) стоимости их товаров.

image