Классовая структура общества


     В XIX в. на территории Хазараджата господствовали социальные отношения, характерные для феодальной общественно-экономической формации.

     Господствующим классом хазарейского общества были феодалы, которые состояли из нескольких социальных (сословных) прослоек или групп; верхушкой феодального класса были миры, ханы и султаны — главы хазарейских племен или подразделений племен (кланов и родов). Властью, богатством и влиянием им незначительно уступало сословие мусульманских богословов. Низшую прослойку класса феодалов составляли военные вассалы — нукары, вооруженная опора власти султанов и миров над массой эксплуатируемого люда.

     Эксплуатируемый класс состоял из рядовых членов хазарейских племен и родов: крестьян-райатов и кочевников-скотоводов.

     Основой власти хазарейских феодалов, их господства над массами непосредственных производителей была собственность на главные средства производства — землю, воду и скот, дополняемая (как это будет показано ниже) иногда также неполной собственностью на работника производства — крестьянина и кочевника, которого феодал не мог убить, но которого он мог продать и купить. Хазараджат, вплоть до его включения в состав афганского государства, был разделен на большое число мелких феодальных владений, где султаны, ханы и миры выступали верховными собственниками земли и воды. (Наличие феодальной собственности на средства производства не исключало, конечно, существования как частного, так и общинного владения и пользования землей, единоличного владения крестьянами, кочевниками и ремесленниками орудиями производства и ведения ими своего индивидуального хозяйства, основанного на личном труде.)

     Представляется целесообразным при анализе классовой структуры хазарейского общества рассмотреть отдельно положение каждой из социальных прослоек господствующего класса феодалов, ибо только такое детальное рассмотрение даст возможность понять особенности социально-экономического строя хазарейцев в интересующий нас период их истории. Отмечая значение такого анализа, К. Маркс писал по аналогичному поводу, что «один и тот же экономический базис — один и тот же со стороны основных условий — благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т. д. — может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств».

image