Исследования этнонима


     Этноним хазарейцев восходит к ирано-таджикскому —«хазар» — «хазара» — «тысяча» (мн. число — «хазараджат» — «тысячи»), т. е. к названию одного из подразделений в армиях Чингисхана и его преемников. Этим термином обозначалась также группа кочевых (или полукочевых) хозяйств, отданных в лен тому или иному феодалу, который должен был за это являться на службу к своему сюзерену во главе отряда из тысячи воинов. Такой отряд делился на сотни («сад»; мн. число —«сададжат»); поэтому у некоторых средневековых историков, например у Искандер-бек Туркмана, страна хазарейцев иногда называется не только Хазараджат, но и Сададжат.

     Впервые термины «хазара» и «сада» (как военные, так и военно-административные) появляются в источниках, написанных на языке фарси, уже в середине XIII в.; что касается упоминаний о хазарейцах как особом народе, то они, как и название страны — Хазараджат, встречаются не ранее второй половины XIV в. Это обстоятельство связано, по-видимому, с тем, что только в середине XIV в. завершилось формирование ядра хазарейского народа в результате синтеза разнообразных этнических элементов и определились границы занимаемой хазарейцами этнической территории. Очевидно, к этому же времени оформилось этническое самосознание хазарейцев, и жившие по соседству народы начали в связи с этим употреблять термин «хазара» для определения сложившейся на территории современного Центрального Афганистана новой этнической общности.

     Исследование чрезвычайно трудной и сложной проблемы происхождения хазарейцев, как и изучение основных особенностей их этнической истории, затрудняется тем, что сведения о хазарейцах (как правило, очень краткие) разбросаны по многочисленным источникам по истории Афганистана, Ирана, Северо-Западной Индии и Средней Азии. Эти материалы еще полностью не собраны, не систематизированы и не изучены. Помимо нарративных источников необходимо привлечение данных этнографии, антропологии, лингвистики и других наук, что для исследователя, не являющегося специалистом в этих областях знания, создает дополнительные трудности, поскольку многие необходимые ему для анализа и сопоставления факты он вынужден брать «из вторых рук».

     Сохранившиеся до наших дней предания хазарейцев повествуют о том, что они считают себя потомками воинов Чингисхана, поселенных им на территории современного Афганистана между Гератом, Кандагаром и Газни. Некоторые хазарейские ханы, подчеркивая свое благородное происхождение, утверждают, что они происходят по прямой линии от воинов, поселенных Чингисханом в Бамиане.

     Подобного рода предания нельзя оставлять без внимания. Однако взятые сами по себе, не подкрепленные данными объективных источников, они стоят немного. Известно, например, что афганцы называют себя «Бани-Израиль» и возводят мифического предка афганского народа Каиса Абдуррашида по прямой линии к царю Саулу.

image