Институт рабства


     Ввиду особого значения, которое имел в хазарейском обществе в 1819—1880 гг. институт рабства (невольничества), остановимся на этом вопросе несколько подробнее. Многочисленные источники свидетельствуют, что хазарейцев-рабов в эту эпоху можно было встретить во всех районах Афганистана.

     Афганцы, утверждал Р. Лич, считали продажу хазарейцев в рабство «совершенно законной». Большая часть рабов в Афганистане происходит «из несчастного хазарейского племени»,— писал Р. Берслем.

     Возникает вопрос: что было источником рабства у хазарейцев? Какую роль играл институт рабства в хазарейском обществе?

     Изучение особенностей хозяйственной, экономической жизни хазарейцев показывает, что в Хазараджате в процессе производства во всех его основных сферах — земледелии, скотоводстве, ремесле — труд невольников не играл фактически никакой роли. Все основные работы выполнялись здесь сословно-приниженными, неполноправными, придавленными ярмом тяжелой феодальной эксплуатации райатами. Если труд рабов и находил некоторое применение, то почти исключительно в непроизводственной сфере: в обслуживании двора хазарейских феодалов. Поэтому ни о каком рабовладельческом укладе в Хазараджате не может быть и речи. Хазарейское общество было обществом феодальным.

     Однако феодальная эксплуатация в хазарейском обществе была так тяжела, что в результате ее в пользу феодала-эксплуататора отчуждался не только почти весь продукт труда райата — земледельца и скотовода, но и сама личность непосредственного производителя. Способствовало этому несколько обстоятельств.

     Одним из них было существование в хазарейской среде неизжитых представлений и традиций патриархального общества, наличие которых, как показывают исследования советских ученых, способствует формированию деспотической формы правления. Хазарейцы-райаты видели в своих светских и духовных господах не только феодальных владык, но и представителей (наследников) подлинных или мнимых родоначальников своего племени, которым они обязаны были беспрекословно повиноваться, как сыновья своему отцу. Обстоятельство это было весьма важным, поскольку оно серьезно укрепляло авторитет и власть хазарейских феодалов, лишало райатов (в их собственном представлении) каких бы то ни было прав на собственную личность, позволяло мирам до предела завинчивать пресс феодальной эксплуатации.

     Вторым важным обстоятельством были особенности общественных отношений, распространявшиеся на многие стороны жизни и быта эксплуататорской верхушки общества, в окружавших Хазараджат феодальных государствах. Как известно, феодальные правители Хивы, Бухары, Кабула, Герата, Кандагара, крупных городов Ирана предъявляли постоянный спрос на рабов, которые использовались для обслуживания дворов этих правителей, для работы в различных кархане и т. п. Этот спрос покрывался ввозом рабов из Восточной Африки, а также из других районов, в том числе из Хазараджата.

     Хазарейские феодалы обращали в рабство и продавали как собственных подданных, так и военнопленных, захваченных в ходе бесконечных феодальных смут. «Хазарейские вожди,—писал Дж. Харлан, — охотно распродают своих подданных узбекам; им же продаются пленники, захваченные в междоусобных войнах. В обмен на рабов они получают различные товары… которые привозятся узбеками из Индии и отдельных областей Татарии. Число невольников, продаваемых ежегодно узбекам… достигает нескольких тысяч. Хазарейские невольники у… узбеков работают в качестве дровосеков и водоносов».

     Как отмечалось выше, правители соседних с Хазараджатом феодальных государств получали рабов-хазарейцев также в виде дани.

image