Духовенство хазарейцев


     Второй по влиянию, богатству и силе (после сословия миров) прослойкой класса феодалов в хазарейском обществе было сословие мусульманских богословов.

     Большая часть хазарейцев исповедовала ислам шиитского толка. Лишь хазарейцы племени дайзейнат, гави и отдельные роды шейх али были суннитами. Особняком среди хазарейцев-шиитов стояли исмаилиты, к этой секте принадлежали ряд подразделений кланов племени дайчупан и часть племени шейх али.

     В сословие мусульманских богословов входили, сеиды, муллы и пиры, монополизировавшие в своих руках руководство всеми религиозными церемониями (без которых обычно не обходилось ни одно важное событие в жизни хазарейца, начиная от рождения и кончая смертью), а также образование.

     В каждом хазарейском племени имелся духовный руководитель, являвшийся высшим авторитетом в религиозных делах и носивший титул бузург (букв, «великий») .

     У хазарейцев дайзейнат он назывался муршидом (духовным наставником).

     Самой многочисленной и зажиточной прослойкой в сословии мусульманских богословов были сеиды, претендовавшие на то, что они являются потомками пророка Мухаммада. Они имелись почти во всех хазарейских племенах и кланах. На территориях некоторых племен сеиды жили в особых (отдельных) поселках или деревнях, образуя эндогамные группы. С другими хазарейцами они не смешивались. Звание сеида переходило по наследству. Сеиды пользовались большим влиянием и огромным уважением: считалось, что они в силу своего происхождения обладают сверхъестественной силой.

     Сеиды собирали в свою пользу с крестьян-райатов (того района или племени, среди которого они жили) хумс — одну пятую часть урожая. Сами же сеиды податей или дани никому не платили. В результате в руках отдельных сеидов, принадлежавших к верхушке прослойки мусульманских богословов, скапливались огромные (в условиях Хазараджата) богатства. Так, например, по сообщению «Сирадж ат-та-варих», вся долина Али в Яка Улонге принадлежала тамошним сеидам.

     Большие земельные владения скапливались в руках сеидов (а также мулл и пиров) разными путями; иногда эти земли оказывались в их руках в результате пожалования в вакф: обладателями (номинально распорядителями) вакуфных земель они становились согласно воле того или иного мира или хана — главы хазарейского племени.

     Земли в вакф (на содержание зиаратов и т. п.) жертвовали и рядовые хазарейцы. Иногда в вакф жертвовалась не сама земля, а часть собираемого с нее урожая. В тех районах Хазараджата, которые находились под сюзеренитетом Кабула, хазарейцы-райаты часто вносили в государственную казну вместо своих сеидов, мулл и пиров полагавшийся с принадлежащих им земель малиат (в качестве дара — назар своим духовным наставникам).

     Используя свое богатство и религиозный авторитет, отдельные сеиды иногда добивались и светской власти. Так, например, сеид Джафар соединял в своих руках и светскую и религиозную власть, будучи одновременно и бузургом и раисом (правителем, главой) племени шейх али.

     Муллы были особенно многочисленны среди племен фулоди, дая, завали, султан ахмад и некоторых других, населявших независимые районы Хазараджата. Судя по данным источников, среди тех племен, где имелось большое число сеидов, мулл было мало или не было совсем, и наоборот. Подобно некоторым сеидам, и отдельные муллы в ряде случаев добивались свгтской власти. Так, Казн Мухаммад Ускар бини Али Ризаи был духовным главой хазара фулоди и одновременно раисом племени фулоди. Его сыновья Файзулла и Абдулла были саркарда (букв, «командирами») племени хайдар. Раисом племени паштан был мулла Али Наки.

     Пиры имелись среди всех хазарейцев как шиитов, так и суннитов; звание пира везде передавалось по наследству. У хазарейцев суннитов и шиитов (не исмаилитов!) пиры были главами местных отделений (или филиалов) религиозных орденов; у исмаилитов пиры возглавляли местную религиозную общину. Авторитет пиров среди их последователей и учеников был огромным: пиров еще при их жизни почитали как святых. Пиры присваивали себе определенную долю доходов своих муридов (последователей, учеников). Так, у исмаилитов на содержание пиров поступала одна десятая часть всех доходов религиозной общины.

     Наиболее могущественные и богатые из пиров владели большими землями и обитали в укрепленных замках.

     В отдельных случаях пиры, так же как сеиды и муллы, добивались светской власти, становились фактическими главами кланов и родов того или иного хазарейского племени.

     Своим религиозным авторитетом сеиды, муллы и пиры укрепляли устои феодального хазарейского общества. Являясь одной из прослоек эксплуататорского класса, они в то же время помогали светским феодалам — мирам— держать в узде подданных, оправдывая и освящая авторитетом религии самую грубую и безудержную эксплуатацию непосредственных производителей.

image